Пятница
26.04.2024
20:59
Поиск
Категории Раздела
ЗАКОН - Власть и Охота [1]
" Н А К А З N 622 від 21.08.98 Про затвердження Інструкції про порядок виготовлення, придбання, зберігання, обліку, перевезення та використання вогнепальної, пневматичної і холодної зброї та iншi Закони...
Оптика [7]
Прицелы, Бинокли, Приборы ночного видения, Дальномеры и ...
Школа Стрелка [4]
Как Научиться Быстро Стрелять с Охотничьего Ружья ?!Как Научиться Метко Стрелять Пулями ?! Азбука Чока...
Аксессуары для Охоты [3]
Про все, без чего не обойтись Настоящему Охотнику (средства ухода за оружием, чехлы, ремни, патронташи, защитные очки и ...)
Снаряжение и Экипировка [4]
Мода и Охота ! Как изготовить Маскхалат для Охоты своими руками ? И ...
Охота на Диких Животных [15]
Охота на Лося и Косулю. Охота на зайцев по пороше. Охота на крупного копытного зверя. Досье на Кабана !
Охота на Птиц и Водоплавающую Дичь [8]
Охота на селезней с подсадной. Ходовая охота на уток. Стрельба уток на вылетку. Стрельба уток с подъезда на лодке. Осенняя охота на уток из шалаша. Охота на гусей и ...
Охотничьи Ножи и Холодное Оружие [12]
Мечта Охотника - Это Хороший и Красивый Нож. Для чего нужен нож ?!
Охотничьи Ружья, Нарезное Оружие и Боеприпасы. [38]
Все что связанно с Оружием и Боеприпасами к ним.
Читайте на Сайте
ЗАКОН Как Научиться Быстро Стрелять Правила Безопасности на Охоте Азбука Чока Обучение Охотников Метко Стрелять Пулями Охотничьи Ножи и Холодное Оружие Мечта Охотника Российский Дамаск Каталог Оружейных Брендов Охотничий Нож - Что и Как называть Заточка ножа Пневматическое Оружие Охота на Птиц Каталог Ножи Охота на Зайцев Коллективная Охота Боровая Дичь Болотная Дичь Набор для Выживания Дробь и Пули Как Выбрать Ружье Проверка и Пристрелка Ружья Тестирование Пуль Комбинированные Ружья Сменные Стволы Баланс и Посадистость Ружья Прикладистость Практическая подгонка ружья Как Улучшить Прикладистость Патроны 25-го калибра Ружья Алтай (Latek) - Видео Навески Пороха и Дроби Гладкоствольные Полуавтоматы Маркировка Сменных Чоков Маскхалат Определение размеров ложи Легавые собаки Мода на Охоте Чистка Ружья Защита для Глаз Защита для Слуха Сигналы на Охоте Досье на Кабана Физическая подготовка стрелка Охота на Куниц Охота на Тетерева Охота на зайца Охота на Косулю Охота на Лису Охота на Рябчика Охота на Волков Виды Боровой Дичи Лось - Современный Олень 3ауэр - три кольца Как Выбрать Нож Выбор Оптического Прицела Охота на Перепелов
Социальные Сети
Google
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Соблюдаете Вы чистоту на Природе ?
Всего ответов: 56
Посетители Клуба
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

"Safari Club" - Охотничий Клуб Сафари

Блог

Главная » 2012 » Март » 1 » Отливали, как выпивали – Красиво лить не запретишь !
18:18
Отливали, как выпивали – Красиво лить не запретишь !

Оружейники прошлого были уверены, что у некрасивого оружия и судьба будет несчастливой. Наверное, это утверждение справедливо. Но что касается литья пушек, то их эстетические качества были обусловлены прежде всего самыми жесткими требованиями, прописанными в царских указах. Петр I, не умевший, как известно, говорить намеками, так и писал: «А коли мастеры учнут пушки лить кривороты и со всякими охулками, быть тому повешену». Как тут не понять! Отливали, как выпивали – с толком, с чувством, с расстановкой…

ДЫРКА, ОБИТАЯ БРОНЗОЙ

Мастера-пушкари всегда высоко ценились на Руси, причём их работа окружалась плотной стеной таинственности и мистицизма. Шутка ли – заниматься делом, от которого зависела боеспособность отечества, человеческие судьбы и своя собственная. Профессия «литца», как в старину называли пушечных дел мастеров, была наследственной, чему пример – славные династии Булгаковых, Кречетниковых, Чоховых.

Каждый мастер знал себе цену и хранил свои профессиональные секреты в глубокой тайне, отделываясь от любопытствующих расхожей среди пушкарей фразой: «Возьми дырку, обей её бронзой и получишь пушку». Связанный с таинством превращения металла в орудие смерти, оружейник владел не только семейными рецептами отливок и оригинальной манерой исполнения. Для создания столь грозного и монументального оружия требовались уже не ремесленные навыки, а поистине универсальные знания. Каждый пушкарь был одновременно конструктором, плавильщиком и специалистом по кладке печей. Он должен был знать математику, физику и химию, чтобы проводить необходимые расчёты; составлять рецептуру сплавов и судить о степени готовности металлов. И наконец, он самостоятельно изготавливал специальные формы для литых надписей, орнаментов и украшений, а это, в свою очередь, требовало от него художественного вкуса и соответствующих умений.

Разумеется, подобная школа профессионалов не могла возникнуть в одночасье и по высочайшему указу. Истоками её послужило многовековое искусство литья бронзовых храмовых колоколов, в котором издавна сложились оригинальные технологии и декоративные приёмы. Правда, на самом раннем этапе производства артиллерийского оружия, когда создавались так называемые «тюфяки» (от турецкого «туфенк» – ружьё), в таком «культурном багаже» особой надобности не возникало. Стволы «тюфяков» склепывали из кованых полос железа и соединяли их железными обручами по типу бочонков. Такие орудия были и внешне несуразными и ненадёжными – нередко они разрывались при первом же залпе, не выдерживая давления пороховых газов. Начиная с середины XV века стволы пушек стали отливать из бронзы, вот тут-то и пригодилась техника литья, позаимствованная у колокольных дел мастеров.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Первые русские бронзовые стволы были связаны с именами талантливых самоучек Федьки Пушечника, Якова, Вани и Васюка (именно так они и подписывали свои пушки). Однако первый пушечный завод под названием «Пушкарская изба» и регулярное производство бронзовых орудий появилось только с приездом в Россию по приглашению Ивана III в 1475 году итальянского архитектора и военного инженера Аристотеля Фиорованти, автора Успенского собора на территории Кремля. Орудия поначалу отливались по итальянским образцам, и стволы имели слегка коническую форму, обычно с двумя цилиндрическими приливами (т.н. цапфы, или ветлюги) в центре тяжести, которые передавали часть отдачи лафету и помогали вертикальной наводке.

К середине XVI века конструкция пушек усовершенствовалась ещё двумя функциональными деталями – скобами и винградом. Скобы (они же «дельфины» и «уши») помещались в верхней части ствола и служили для подъёма орудия на лафет, а винград (репей, шишка) – утолщённый стержень на тарели ствола – применялся для вертикальной наводки, а также для перемещения орудия из боевого положения в походное, и наоборот.

Несмотря на то что формы этих элементов были чётко обусловлены функцией, это не мешало литейщикам превращать их в декоративные украшения в виде растительных орнаментов и причудливых животных – грифонов, диковинных рыб, драконов и т.п. Может показаться, что все эти фигурки и завитки создавались красоты ради, но на самом деле они помогали как можно точнее прицеливаться.

Что же касается технологии литья, то к пушечной бронзе предъявлялись несколько иные требования, чем к колокольной. В ней мастера искали сочетание достаточно высокой твёрдости с необходимой вязкостью. Сопротивление износу, максимальная плотность литья, стойкость к коррозии – вещи само собой разумеющиеся для боевого оружия, но по тем временам не очень-то легко достижимые. Путём многочисленных проб и ошибок литцы нашли оптимальное соотношение металлов: 89-91% меди и 9-11% олова. Плавили пушечную бронзу в открытых печах, растопленных древесным углём. Расплавленный металл постоянно перемешивали, а когда его температура достигала 1100-1500 0С, тонкой струйкой заливали в подготовленную глиняную форму – дырка обрастала бронзой, что, в общем-то, соответствовало шутливому пушкарскому совету.

Причём для оружейника чрезвычайно важна точность изготовления модели. Выглядело это так: стержень обматывали льняным канатом, затем покрывали глиной, а сверху расплавленным воском. По восковому слою наносили все лепные (тоже из воска) украшения и надписи, выполненные в зеркальном отображении. После этого воск густо обмазывали жиром и снова покрывали толстым слоем глины. Когда глина хорошо высыхала, мастера осторожно удаляли верёвку, а потом и стержень.

Вокруг заготовки разжигали костры. Под действием высоких температур воск постепенно вытапливался, а глиняный монолит приобретал прочность камня. Получалась готовая форма для литья, которую укрепляли железными полосами. Точно по центру формы с чрезвычайной осторожностью устанавливали железный сердечник – он занимал место будущего канала ствола. Если стержень устанавливали криво, то стенки пушки получались неравномерными по толщине и такое орудие при стрельбе могло разорваться. Затем в форму заливали расплавленный металл и, когда он затвердевал, форму разбивали, добывая из неё чушку. В этом полуфабрикате ещё отсутствовало запальное отверстие, его высверливали позднее. Пушку очищали от наплывов бронзы, прочеканивали рисунок, полировали. На основе одной формы, можно было отлить одно-единственное орудие и на его изготовление обычно уходило от года до полутора лет.

Изготовленная пушка обязательно должна была пройти испытания. Её заряжали максимальным зарядом, и сам мастер делал три выстрела. Известны случаи, когда плохо сделанное орудие разрывало на куски, и мастер погибал. Если испытания заканчивались успешно, то на тарельной части ставилось особое клеймо – знак того, что пушка принята на государственную службу.

АСПИД ШТУЧНЫЙ

Индивидуальный стиль работы мастера проявлялся в основном не в процессе отливки, а на стадии формовки модели. Оружейники тогда не знали стандарта и никогда не повторяли не только чужие образцы, но и свои собственные. Готовые орудия отличались не только внешним убранством – практически все их боевые и технические характеристики зависели от воли и знаний мастера. По собственному усмотрению он назначал длину, толщину, калибр орудия, его наружные очертания и, разумеется, характер декора. Присваивая пушке то или иное пышное название («Гамаюн» «Аспид летучий», «Онагр», «Барс» и т.п.), мастер тем самым подчёркивал, что она является единственной и неповторимой.

Между тем именно эта уникальность стала ощутимой помехой в дальнейшем развитии артиллерии, ведь для каждой пушки требовались особые ядра, которые в походах легко бывало перепутать, не имея специальных навыков в обслуживании.

«Непотребно многие имена пушкам давать и тем величину ядра трудиться узнавать, – говорилось в петровском указе 1701 года. – У многих пушек великое разделение является, и хотя многие пушки одинаковы имена имеют, но однакож неодинаковыми ядрами стреляют». Царь приказал, чтобы впредь пушки изготавливались исключительно по чертежам – одной длины, одного веса, и чтобы детали «ни чертою более или менее назначенного были». Отныне пушкарям вменялось в обязанность перед началом работы составлять подробный чертёж ствола, который утверждался лично государём, а также смету и пояснительную записку к ней, т.н. «сказку».

Вся артиллерия при Петре была подразделена на полковую, осадную и крепостную, причём на 50 лет раньше, чем в Западной Европе, была создана конная артиллерия. Для каждого вида артиллерии предназначались заряды определённого калибра, а для их транспортировки впервые в артиллерийской практике стали применяться зарядные ящики.

ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН

Для всей средневековой культуры характерной чертой был символизм, позволявший скрывать за внешним знаком множество значений и смыслов. Поэтому весь характер пушечных украшений являл собой систему изобразительных знаков, выполнявших, в первую очередь, функцию своеобразного оберега. Главными персонажами декора, аллегориями удачи, воинской доблести и справедливости были лев и единорог. По контрасту c ними на стволе орудия присутствовали знаки зла и насилия – аспиды (змей свертной или змей летучий), волки, медведи и ехидны. Птицы ассоциировались с жизнью и долголетием, например, павлин служил символом возрождения, сирин («пернатая дева») – райского блаженства, а сокол, кречет, гамаюн и ястреб олицетворяли силу и стремительность. По именам всей этой фауны и называли мастера отлитые ими орудия.

Например, один из самых прославленных мастеров Андрей Чохов, автор всем известной Царь-пушки, шедевра бронзолитейного искусства, установленного в Кремле, избирал в качестве своих «фирменных» элементов декора гвоздику и шестилистник (символы победы), а в растительный орнамент обязательно включал изображения дельфинов, как аллегорию спасения.

Для оформления пушечных стволов также использовались геральдические мотивы, а с середины XVII века декор дополняют изображением православного креста, справа от которого находится копьё, слева – трость. Некоторые мастера славились своим талантом в изображении людей. Например, на правой стороне уже упомянутой Царь-пушки имеется изображение царя Федора (заказчика пушки) в полном царском облачении, едущего верхом. Кстати, название орудия идёт не от его грандиозных размеров (длина – 5,34 м, калибр – 89 см, вес – 2400 пудов, или 40 т), а именно по причине размещения на нём царского лика.

КОЛОСС ЧУГУННЫЙ

Уже в XVI веке началась частичная замена бронзы чугуном, а после 1700 года пушечные производства стали строить поближе к местам залегания руд – в Олонецком крае и на Урале. Здесь изготавливали и орудия и ядра, используя при этом новый способ формовки пустотелых и массивных предметов – по разъёмным моделям. Так что ко времени нашествия Наполеона на вооружении русской армии уже преобладали чугунные пушки, хотя сохранялись ещё и бронзовые. Чугунная пушка-гигант, отлитая в 1869 году на Пермском чугунно-пушечном заводе, превосходила по многим параметрам классический бронзовый образец, установленный в Кремле. Чистый вес её составил 2700 пудов, а калибр – 20 дюймов. При литье столь грандиозного технического сооружения литейщики проявили большую смелость и необычайное мастерство. Дело в том, что чугунные пушки, отлитые по разъемным моделям, грешили существенным недостатком – чугунный канал ствола получался рыхлым и непрочным, так как его затвердевание шло от наружных слоёв к внутренним.

Поэтому литейщики совершенно изменили технологический процесс: они стали охлаждать водой внутреннюю часть отливки, а наружную – утеплять, зарывая опоки (формы для литья) в землю. Этот способ гарантировал получение мелкозернистого и прочного чугуна, однако был сопряжён с огромным риском: при прорыве воды через центральный стержень и соприкосновении её с такой огромной массой жидкого металла мог произойти колоссальный взрыв. Но все расчёты литейщиков оказались точными, и отливка получилась в полном соответствии с замыслом: прочность чугуна внутреннего слоя достигала 30 кг/мм2, в то время как прочность среднего слоя – всего лишь 10 кг/ мм2.

НАШИ ЖЁНЫ – ПУШКИ ЗАРЯЖЁНЫ

Первоначально пушки заряжали пороховой мякотью – смесью измельчённых в порошок селитры, серы и угля. Правда, уже в XV веке от мякоти пришлось отказаться, поскольку при перевозке и хранении нарушался её состав, утрачивая свою однородность. На смену этой смеси пришёл комковатый чёрный порох, сила которого «происходит от жара серы и холода селитры». Но кроме них чёрный порох содержал ещё и уголь, и в этом же документе приводятся такие сведения: «Уголь добывают обжиганием в пекарных печах сосны или липы без сучьев. Составленные части измельчают деревянными пестами, а затем пороховую массу сжимают в комья в небольших горшках и сушат. Потом комья размалывают на мелкие кусочки».

В XVII столетии комковатый порох уступил место зернённому, что сделало его более однородным и позволило уменьшить массу зарядов. Для лучшей сохранности и удобства порох фасовали в полотняные мешочки – картузы. С начала XIX века до введения нарезных орудий применяли порох с размерами зёрен около 2,5 мм в диаметре.

Одновременно использовались и пушечные ядра, причём самые первые делали из кирпичного железа и свинца, а для больших орудий – из каменных глыб. Начиная с XV века стали отливать ядра из чугуна, используя в этом процессе земляные или металлические формы (перед стрельбой их обычно нагревали на огне). С появлением в середине XIX века бронированных судов, против которых были почти бессильны разрывные снаряды, вновь вспомнили о литых пушечных ядрах. При обороне Севастополя в 1854-1855 гг. против броненосцев с успехом использовали ядра из закалённого чугуна.

В конце XVII века на смену ядрам пришли разрывные снаряды – бомбы и гранаты. Поначалу ими стреляли только из короткоствольных мортир и гаубиц, но в XVIII веке бомбы стали использовать и при стрельбе из пушек. Кстати, старинные снаряды различались только по весу: до пуда – гранаты, свыше пуда – уже бомбы; и те и другие – полые. Отливали их из чугуна, оставляя полость для пороха и отверстие для зарядной трубки, выточенной из дерева. По сути зарядная трубка – это небольшая чашечка, заполненная медленно горящим составом, который при выстреле воспламенялся под действием пороховых газов.

Если помните «Войну и мир» Л. Толстого, то именно разрывная граната нанесла смертельную рану Андрею Болконскому во время сражения на Бородинском поле: «Граната, как волчок, дымясь вертелась между ним и лежащим лейтенантом…».

Заряжали также пушки картечью и шрапнелью. Прототипом первой послужил способ двойного заряда орудия, когда вслед за ядром пушку «фаршировали» ещё и камнями (каменная картечь), либо кусочками металла и гвоздями (т.н. «ежовый заряд»). Позже появилась «вязаная» картечь, для которой использовались пули, помещённые в полотняные мешки, оплетённые сверху верёвками. В XIX веке предпочтение уже отдавали чугунной картечи, причём в одном заряде могло быть от 80 до 300 картечин, пересыпанных сухими опилками. Шрапнель же – разновидность картечи с пороховым зарядом внутри металлической оболочки, и стрелять стали ею уже из орудий с нарезными стволами.

Категория: Охотничьи Ружья, Нарезное Оружие и Боеприпасы. | Просмотров: 2526 | Добавил: GodWin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Admin_SC  
0
Эта статья выложена для общего развития, как говориться: не много истории не помешает - спасибо ! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]